ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ СТРОИТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ



Техническое регулирование 2(3) февраль 2011

Лебедев Д.Ю.
Директор НП «Национальная организация специалистов в области энергетических обследований и энергетической эффективности»

В настоящей статье рассматриваются первоочередные задачи энергосбережения и энергетической эффективности в строительной области. В основу исследований положена утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 2446-р Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», которой Министерство энергетики Российской Федерации определено как ответственный исполнитель этой программы.

Программа направлена на обеспечение повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности российской экономики, а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов. Длительное сохранение разрыва в уровнях энергетической эффективности с передовыми странами недопустимо. Сохранение высокой энергоемкости российской экономики приведет к снижению энергетической безопасности России и сдерживанию экономического роста. Выход России на стандарты благосостояния развитых стран на фоне усиления глобальной конкуренции и исчерпания источников экспортно-сырьевого типа развития требует кардинального повышения эффективности использования всех видов энергетических ресурсов. В 2000 - 2008 годах за счет внедрения новых технологий при новом строительстве и модернизации энергоемкость валового внутреннего продукта снижалась в среднем только на 1 процент в год, или примерно так же, как и во многих развитых странах, что не позволило существенно сократить технологический разрыв с этими странами. Эффект от внедрения новых технологий частично перекрывался деградацией и падением эффективности старого изношенного оборудования и зданий. Формирование в России энергоэффективного общества - это неотъемлемая составляющая развития экономики России по инновационному пути. Переход к энергоэффективному варианту развития должен быть совершен в ближайшие годы, иначе экономический рост будет сдерживаться из-за высоких цен и снижения доступности энергетических ресурсов.

Целью программы является снижение за счет реализации мероприятий программы энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации на 13,5 %, что в совокупности с другими факторами позволит обеспечить решение задачи по снижению энергоемкости ВВП на 40% до 2020 года по сравнению с 2007г.

Реализация программы - 2011 - 2020 годы будет осуществляться поэтапно:
1 этап - 2011 - 2015 годы
2 этап - 2016 - 2020 годы

В программе предусмотрены мероприятия по выведению из эксплуатации старых неэффективных мощностей, оборудования, установок, внедрению инновационных технологий и нового прогрессивного оборудования во всех отраслях российской экономики и социальной сфере в процессе нового строительства и модернизации.

Приведен перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предлагаемых для различных отраслей экономики, с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов, что в свою очередь подтверждает своевременность и актуальность принятой программы.

Принятие Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ, подтвердило необходимость совершенствования соответствующей нормативной правовой базы на всех уровнях государственного и муниципального управления и определения правовых основ их взаимодействия. Цели, задачи, программно-целевые инструменты и показатели программы направлены на реализацию ФЗ № 261 от 23.11.2009 г. Нашему вниманию приведены:

  • требования к порядку и условиям предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
  • требования к порядку и условиям предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, привлекаемым организациями.

С учетом специфики отдельных секторов российской экономики определены и некоторые подпрограммы, объединяющие группы однотипных мероприятий программы:

  • подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в электроэнергетике»;
  • подпрограмма «..... в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры»;
  • подпрограмма «.....в промышленности»;
  • подпрограмма «..... в государственных (муниципальных) учреждениях и сфере оказания услуг»;
  • подпрограмма «.....в жилищном фонде»;
  • подпрограмма «Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности» и т д.

Основные организационные мероприятия всех перечисленных подпрограмм детально раскрыты в тексте программы. Для примера рассмотрим подпрограммы в промышленности и жилищном фонде. Основные организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в промышленности охватывают:

  • проведение добровольных и обязательных энергетических обследований промышленных потребителей;
  • обучение и повышение квалификации руководителей специалистов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • разработку и внедрение системы энергетического менеджмента.

Основным инструментом государственной поддержки реализации проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на энергоемких промышленных производствах является предоставление государственных гарантий Российской Федерации по кредитам на реализацию проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, привлекаемым отобранными в порядке, установленном Правительством РФ, организациями. Промышленных потребителей, реализующих типовые проекты в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, поддержат мерами стимулирующего характера, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в том числе путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученных в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности, реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. При этом оценивается эффект, который может быть получен как за счет технологических, так и организационных мероприятий.

Реализация технических мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в промышленности позволит достичь суммарной экономии первичной энергии в объеме 110,35 млн. тонн условного топлива на 1 этапе (2011-2015 годы) и 333,25 млн. тонн условного топлива за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы).

Приведем примеры основных технических мероприятий по энергосбережению в промышленности, в том числе:

  • в угледобыче, в том числе за счет расширения применения прогрессивных технологий добычи («шахта-лава» для подземной добычи; поточной и поточно-циклической - для открытой добычи), утилизации низкопотенциального тепла шахтных вод и других технологий;
  • в углепереработке, в том числе за счет внедрения технологий термической переработки низкосортных углей, извлечения и переработки метана из угольных пластов, селективной разработки угольных пластов, технологий и оборудования по безотходной глубокой переработке угля и других технологий;
  • в нефтедобыче, в том числе за счет снижения расхода нефти на технологические нужды, оптимизации режима работы скважин, совершенствования контроля и учета нефти;
  • в нефтепереработке (первичной переработке, гидрокрекинге, термическом крекинге, каталитическом крекинге, каталитическом риформинге, производстве масел, коксовании тяжелых нефтяных остатков, производстве катализаторов и др.), в том числе за счет вывода из эксплуатации старого оборудования в нефтеперерабатывающей промышленности, ввода новых мощностей, соответствующих по удельным расходам лучшей мировой практике, модернизации действующих мощностей с повышением индекса энергетической эффективности в нефтеперерабатывающей промышленности до 54,7 процента к 2015 году и до 56,7 процента к 2020 году;
  • в газодобыче, в том числе за счет совершенствования технологий газодобычи (снижения расхода газа на технологические нужды, оптимизации работы технологических объектов, совершенствования учета и контроля за использованием газа;
  • проект «Эффективные электродвигатели»: установка новых электродвигателей, соответствующих классу высокоэффективных; отказ от перемотки двигателей; замена старых моторов в пропорции 50:50 на высокоэффективные двигатели и двигатели с повышенной эффективностью; доведение к 2020 году доли эффективных электродвигателей до 48 процентов, электродвигателей повышенной эффективности - до 26 процентов;
  • проект «Эффективные системы промышленного освещения»: повышение эффективности систем освещения за счет использования энергоэффективных ламп с электронной пускорегулирующей аппаратурой, введение систем контроля за освещением при активизации использования дневного света; замена к 2020 году 50 процентов неэффективных систем освещения на эффективные с установкой датчиков присутствия не менее чем на 20 процентов светильников;
  • проект «Эффективные системы пароснабжения»: повышение эффективности систем пароснабжения за счет налаживания учета пара, теплоизоляции паропроводов, арматуры, установки конденсатоотводчиков, использования вторичного тепла; повышение к 2020 году доли эффективных систем пароснабжения до 50 процентов;
  • Важным организационным мероприятием по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищном фонде является проведение добровольных и обязательных энергетических обследований объектов жилищного фонда.

Реализация технических мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищном фонде позволит достичь суммарной экономии первичной энергии в объеме 29,18 млн. тонн условного топлива на 1 этапе (2011 - 2015 годы) и 97,83 млн. тонн условного топлива за весь срок реализации Программы (2011 -2020 годы).

Приведу некоторые примеры технических мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищном фонде:

  • Утепление квартир и мест общего пользования (установка пластиковых стеклопакетов, теплоотражающих пленок и прокладок для окон, теплоотражающих экранов за радиаторами, доводчиков дверей, остекление лоджий, промывка систем отопления, установка современных радиаторов, термостатических вентилей и др.; обеспечение экономии тепловой энергии в утепленных квартирах в среднем на 10 процентов)
  • Внедрение эффективных систем освещения (замена ламп накаливания на компактные люминесцентные лампы с доведением доли компактных люминесцентных ламп в структуре источников света до 83 процентов при сокращении доли ламп накаливания до 0 процента);
  • Использование эффективных холодильников, морозильников и стиральных машин (замена старых холодильников и морозильников (со сроком службы выше 15 лет) на энергоэффективные (класс А и выше) и стимулирование покупки энергоэффективных (класс А и выше) холодильников и морозильников (со средним удельным расходом электроэнергии в 2020 году - 0,88 кВт-ч/сутки);
  • Использование эффективных индивидуальных газовых котлов (замена старых газовых котлов на новые с КПД не ниже 95 процентов в индивидуальных жилых домах с получением в 2020 году среднего КПД 80 процентов для систем, работающих на газе).

В настоящее время ведется работа по совершенствованию нормативно-правовой базы для активизации государственно-частного партнерства и привлечения частных инвестиций для реализации проектов в области ЭС и повышения энергетической эффективности.
Объемы финансирования программы на 2011 -2015 годы - средства федерального бюджета в размере 70 млрд. рублей; средства бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 625 млрд. рублей; средства внебюджетных источников в размере 8837 млрд. рублей.

Ожидаемые результаты реализации программы - обеспечение достижения за счет реализации мероприятий программы, суммарной экономии первичной энергии в объеме 334 млн. тонн условного топлива на 1 этапе (2011 - 2015 годы) и 1124 млн. тонн условного топлива за весь срок реализации программы (2011 - 2020 годы).

Федеральный закон № 261 от 23.11.2009года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определил новый этап в развитии законодательства об энергосбережении. Напомним, что выдача лицензий на осуществление деятельности в области энергетических обследований, прекратилась с 1 января 2010 года и в настоящее время юридические лица и индивидуальные предприниматели могут вести деятельность только, если они являются членами саморегулируемых организаций. Создание и функционирование СРО в области энергетического обследования осуществляется в соответствии с требованиями ФЗ № 261 от23.11.2009г и Федерального закона от 01.12.2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Саморегулируемая организация разрабатывает и устанавливает Правила и Стандарты, регламентирующие порядок проведения энергетических обследований, в том числе порядок и правила оформления энергетического паспорта, составленного по результатам энергетического обследования, стандарты и правила определения перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. В конце декабря 2010 года НП «Национальное объединение специалистов в области энергетических обследований и энергетической эффективности» получило статус саморегулируемой организации в области энергетического обследования. Информация об этом внесена в государственный реестр саморегулируемых организаций в области энергетического обследования за номером СРО-Э-046 от 22.12.2010г. Благодаря тому, что в строительном сообществе появилась такая специализированная организация, как НП «Национальное объединение специалистов в области энергетических обследований и энергетической эффективности» у нас появилась возможность более подробно изучать мнения экспертов и следить за применением новых технологий и материалов в аспекте энергоэффективности и энергосбережения в строительной отрасли.

Журнал ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ:
строительство, проектирование и изыскания
№2(3) февраль 2011

Проектирование котельных | Монтаж котельных | Пуско-наладочные работы | Обслуживание котельных |

© ООО «МонтажСтройСервис», 2012—2024     

Мы работаем по всей территории РФ
170100, Тверь, ул. Медниковская д.55/25, помещение 5
тел./факс: (4822) 58-28-09, (4822) 43-04-33. E-mail: info@mss-tver.ru