Обязательное энергетическое обследование для проектных и строительных компаний.



Техническое регулирование 1(2) январь 2011

Донских А.А.
Директор НП «Первая Национальная организация Строителей»

Лебедев Д.Ю.
Директор НП «Национальная организация специалистов в области энергетических обследований и энергетической эффективности»

Перед бизнес-сообществом стоит важнейшая задача к 2020 г. снизить энергоемкость ВВП России не менее, чем на 40% по сравнению с 2007 г., обеспечить рациональное и экологически ответственное использование энергетических ресурсов.

Сказанное подчеркивает своевременность принятия Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее №2б1-ФЗ), который направлен на регулирование энергетической эффективности с помощью механизмов государственного управления, мер стимулирования энергосбережения и мер государственной поддержки.

Федеральным законом обозначены основные направления государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которые осуществляются путем установления:

  • требований энергетической эффективности зданий, строений и сооружений - обязанности проведения обязательных энергетических обследований;
  • требований к энергетическому паспорту; обязанности проведения мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах;
  • требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг; обороту отдельных товаров;
  • требования к региональным муниципальным про¬граммам в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности; программам в области энергосбережения организаций с участием государства, муниципального образования.

В соответствии со статьей 15 №261-ФЗ, основными целями энергетического обследования являются:

  • получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;
  • определение показателей энергетической эффективности;
  • определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

Рассматривая, механизмы энергетического обследования, становится ясно, что хотя в законе говорится, что энергетическое обследование проводится в общем случае в добровольном порядке, проведение его является обязательным. Для органов государственной власти; органов местного самоуправления, организаций с участием государства или муниципального образования; организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности; организаций, осуществляющих добычу, производство, переработку или транспортировку воды, газа, энергии, нефти, угля, нефтепродуктов; организаций, совокупные затраты которых на потребление энергии превышают 10 000 000 рублей в год; организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.

Таким образом, практически все сферы деятельности подлежат обязательному энергетическому обследованию.

В соответствии со статьей 15 №261-ФЗ, начиная с 1 января 2010 года осуществлять энергетические обследования, имеют право только организации, которые являются членами саморегулируемой организации (СРО) в области энергетического обследования. Первое обязательное энергетическое обследование должно быть проведено до 31 декабря 2012 года, последующие - не реже, одного раза за последующие 5 лет.

Сегодня тема энергосбережения и энергоэффективности приобрела большую актуальность для строительных и проектных организаций.

Ст.11 закона устанавливает требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений. В состав требований входят:

  • показатели энергоэффективности для объекта в целом;
  • показатели энергоэффективности для архитектурно-планировочных решений;
  • показатели энергоэффективности для элементов объекта и конструкций, а также материалов и технологий, применяемых при строительстве и капремонте.

В соответствии с указанными требованиями, были внесены поправки в Градостроительный Кодекс РФ. В частности, Пунктом 11.1 части 12 статьи 48 Градостроительного Кодекса предусмотрено обязательное включение в состав проектной документации перечня мероприятий по обеспечению требований энергетической эффективности и требования к оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергоресурсов.

В «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» № 87 от 16.02.2008г. (ст.48 Градостроительного Кодекса РФ) включен раздел «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов», этот пункт должен содержать:

а) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения установленных требований энергоэффективности, включающих:

  • показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов;
  • требования к архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям, влияющим на энергетическую эффективность;
  • требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений и сооружений и их свойствам; к используемым в зданиях, строениях и сооружениях устройствам и технологиям, позволяющим исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий, строений и сооружений, так и в процессе их эксплуатации;

б) обоснование выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта с целью обеспечения соответствия зданий, строений и сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов;

в) перечень требований энергетической эффективности, которым здание, строение и сооружение должны соответствовать при вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации, и сроки, в течение которых в процессе эксплуатации должно быть обеспечено выполнение указанных требований энергетической эффективности (возможно при условии вступления в СРО);

г) схемы расположения в зданиях, строениях и сооружениях приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Данные поправки внесены согласно Постановлению Правительства РФ №235 от 13 апреля 2010г. «О внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» и вступили в силу с 1 мая 2010г.

Далее, пунктом 1 части 2 статьи 54 Градостроительного Кодекса определено, что предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства объекта, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности. Органы государственного строительного надзора определяют класс энергоэффективности многоквартирного жилого дома, а застройщик и собственник дома обязаны разместить указатель класса энергоэффективности на фасаде дома.

Кроме того, Правительство РФ, в рамках реализации закона № 184-ФЗ от 27.12.2002г «О техническом регулировании», 21 июня 2010 года издало распоряжение № 1047-р, которым утвержден перечень обязательных СНиПов в РФ. В перечень, в частности, в качестве обязательного свода правил включен СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий». В этом СНиПе сказано, что энергетический паспорт здания следует заполнять при разработке проектов новых, реконструируемых, капитально ремонтируемых жилых и общественных зданий, при приемке зданий в эксплуатацию, а также в процессе эксплуатации построенных зданий.

Энергетический паспорт здания, организации или предприятия в зависимости от объекта проведения энергоаудита, оформленный по данным энергетического обследования, содержит следующую информацию:

  • оснащенность средствами учета энергетических ресурсов;
  • объем расходуемых энергетических ресурсов и его динамика;
  • класс энергетической эффективности;
  • процент потери энергетических ресурсов;
  • потенциал энергосбережения, оценка возможной экономии;
  • типовой план энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Энергетический паспорт на здания, сдаваемого в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта, могут составляться на основании проектной документации.

Реализацию надлежащих технических и технологических решений, влияющих на энергетическую эффективность зданий, обоснование выбора технологий и материалов, используемых при строительстве, капитальном ремонте, а также оценку, расчет и анализ удельных показателей использования энергетических ресурсов должны проводить только юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.

Сегодня руководителям строительных и проектных организаций следует в кратчайшие сроки выбрать один из двух вариантов. Можно прибегнуть к услугам энергоаудиторов - членов какой-либо СРО в области энергетического обследования, или, в целях снижения затрат, самим вступить в такую саморегулируемую организацию и проводить энергетическое обследование в отношении самих себя или проектов коллег по профессии из других организаций. Законом специально предусмотрено правило, в соответствии с которым, член такой саморегулируемой организации вправе проводить энергетические обследования в отношении себя. На практике других СРО можно проанализировать эффективность принятых законов в области саморегулирования.

Учитывая специфику строительной и проектной отрасли, нецелесообразно доверять энергетическое обследование специалистам из других отраслей, не имеющих опыта работы непосредственно в проектировании и строительстве. Эти специалисты будут, очевидно, предлагать и фиксировать в обязательной к исполнению документации такие требования к повышению энергетической эффективности, которые, с точки зрения проектировщиков и строителей, окажутся дорогостоящими и сложно выполнимыми. Кроме того, поручая подготовку энергетических документов проектируемого (строящегося) здания третьим лицам, необходимо учитывать, что защищать закрепленные в них данные перед застройщиком (заказчиком) и государственным строительным надзором придется все же вам, а не энергоаудитору. Учитывая изложенное, ряд строительных и проектных организаций приняли решение создать специализированную саморегулируемую организацию в области энергоэффективности обследования объектов капитального строительства (ОКС), которая будет объединять профессионалов строительной, а также проектной отрасли, основывающуюся в своей деятельности на принципе опыта и рационального использования энергоресурсов, которые с каждым годом становятся дороже.

Для руководителей промышленных предприятий, в условиях финансового и энергетического кризиса, а также неудержимого роста тарифов, особенно остро стоят два вопроса: повышение производительности труда и снижение себестоимости выпускаемой продукции, отсюда должно расти понимание важности эффективного использования энергоресурсов, как инструмента для экономии средств и устойчивого развития предприятия.

На 2011 год эксперты энергосбытовых компаний зафиксировали рост цен на электроэнергию для конечных потребителей. Руководителям промышленных предприятий в этих условиях необходимо быть рыночно более профессиональными, более адаптированными к различным изменениям. Своевременно решать задачи, и не на словах, а на деле заниматься вопросами энергосбережения и энергоэффективности.

Энергетическое обследование позволит выявить источники нерациональных энергозатрат и неоправданных потерь различного рода энергии. Разработать на основе технико-экономического анализа рекомендации по их ликвидации. Предложить программу по экономии энергоресурсов и очередность реализации предлагаемых мероприятий с учетом объемов затрат и сроков окупаемости. Вполне возможно рассчитать и оценить уровень затрат на выявление излишне истраченных энергоресурсов, а также стоимость мероприятий по их устранению. И всем этим вы можете заниматься сами, без привлечения сторонних энергоаудиторов.

Опираясь на опыт экспертов данной области, мы понимаем, что энергетическое обследование весьма затратный по времени и силам процесс, включающий в себя целый комплекс мероприятий.

Но в результате, предприятия, которые измеряют, управляют и раскрывают данные по энергоэффективности, закономерно преуспевают. Они понимают, как оптимизировать свои процессы, использовать рыночные возможности, уменьшать себестоимость, соблюдать нормативные требования, оправдывать ожидания заинтересованных сторон и тем самым развиваться устойчиво, управляя всевозможными рисками.

Проведенный анализ и опыт работы показали, насколько актуальной становится потребность строительных и проектных компаний во вступлении в саморегулируемые организации в области энергетических обследований и энергетической эффективности.

Журнал ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ:
строительство, проектирование и изыскания
№1(2) январь 2011

Проектирование котельных | Монтаж котельных | Пуско-наладочные работы | Обслуживание котельных |

© ООО «МонтажСтройСервис», 2012—2024     

Мы работаем по всей территории РФ
170100, Тверь, ул. Медниковская д.55/25, помещение 5
тел./факс: (4822) 58-28-09, (4822) 43-04-33. E-mail: info@mss-tver.ru