СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ»



Техническое регулирование 2(3) февраль 2011

В последнее время термин инновация, нововведение в государственном строительном надзоре за строительством объектов прочно вошел в нашу жизнь.

Вступивший в силу Федеральный Закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» является, несомненно, новейшим законодательным и инновационно-техническим документом, который требует более вдумчивого и внимательного контроля и государственного строительного надзора в целях защиты жизни и здоровья граждан, государственного имущества, охраны окружающей среды, обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.

Указанный технический регламент следует рассматривать как значимый документ, в котором изложены основополагающие статьи строительного контроля в градостроительной отрасли.

Отдельные специалисты весьма критически оценивают регламент. По их мнению он содержит большое количество недостатков. В то же время в Законе прописаны важнейшие положения.

Введенный в действие Федеральный закон позволяет сохранить преемственность нормативной технической базы в строительстве. Ключевым моментом является обеспечение безопасности зданий и сооружений на всех этапах их эксплуатации за счет выполнения обязательных требований нормативных технических документов, включенных в соответствующий Перечень национальных стандартов и сводов правил.

Объектом технического регулирования в Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения, (в том числе входящие в их состав сети и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Кроме того, безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях; безопасности для пользователей зданиями и сооружениями; доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; энергетической эффективности зданий и сооружений; безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

Документ также устанавливает ответственность за причинение вреда здоровью и имуществу граждан, если он получен из-за ошибок при проектировании или строительстве.

Структура технического регламента включают в себя три основные части:

  • требования к безопасности зданий и сооружений;
  • требования по обеспечению безопасности зданий и сооружений на всех этапах жизненного цикла строительной продукции;
  • формы оценки соответствия.

Что собой представляет строительный контроль? В данном случае это процедура в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполненных работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий.

Кроме того, выполнены ли строительно-монтажные работы в соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка, включая проведение измерений экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик технологических процессов, применяемых строительных материалов, объектов капитального строительства или их частей.

Важно также предусмотреть ведение учета выполнения работ, итоговую проверку выполненных работ и подготовку заключения о соответствии.

В настоящее время главным в системе строительного контроля является обеспечение надежности и безопасности объектов строительства, соблюдения установленного порядка строительства.

Необходимо отметить, что строительный контроль не только создает, так называемые «трудности», на которые вечно ссылаются руководители, но он же позволяет избежать все возможные упущения в ходе такой сложной деятельности, как строительство, а также предупредить соответствующие ошибки или своевременно их исправить.

Безопасность промышленного или гражданского объекта зависит, как правило, от соблюдения целого ряда комплекса требований к строительному производству.

Предъявляемые требования не должны быть излишними, то есть требующими значительных капитальных затрат, так и недостаточными, то есть недооценивающими степень реальной опасности.

Одновременно они должны быть в достаточной степени прогрессивными и способствовать непрерывному совершенствованию методов и способов защиты объектов с целью исключения гибели людей и уменьшения размера материального ущерба при возникновении возможных аварий.

Сейчас крайне необходимо, чтобы в государственной политике в области капитального строительства сооружений была выработана целостность правового регулирования цикла возведения зданий, а также на участие контрольно - надзорных органов в этих процессах посредством своих государственно - властных полномочий для обеспечения безопасности объектов капитального строительства, надежности и защиты жизненно - важных интересов.

Каковы отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности? Прежде всего, это территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство объектов капитального строительства, их реконструкция.

Важное место занимает капитальный ремонт, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности, обеспечение безопасности строительства.

Затрагивает такие факторы как предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, при условии если это не урегулировано законодательством в области населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о безопасности гидротехнических сооружений, о промышленной безопасности опасных производственных объектов, об использовании атомной энергии, техническими регламентами.

Строительство объектов капитального строительства, его реконструкция, капитальный ремонт имеет свои этапы жизненного цикла: инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции; подготовка проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта; государственная экспертиза проектной документации; разрешение на строительство; государственный строительный надзор; разрешение на ввод в эксплуатацию.

В соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора.

Предусматриваются следующие виды надзора и контроля, осуществляемые в рамках государственного строительного надзора с 1 января 2007 года:

  • государственный пожарный надзор;
  • государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
  • государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль);
  • оценка соответствия (в рамках осуществления государственного строительного надзора) строительства, реконструкции, капитального ремонта производственных объектов требованиям охраны труда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года №54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» установлен порядок надзора и определены федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Ростехнадзор) ведет надзор за объектами, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территории двух и более субъектов Российской Федерации, посольств, консульств и представительств за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В рамках этого направления ведется государственный строительный надзор за объектами на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море, объектами обороны и безопасности, иными объектами, сведения о которых составляют государственную тайну.

Но главное внимание Ростехнадзора сосредоточено на указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, а также автомобильных дорогах федерального назначения, объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения).

Министерство обороны РФ ведет государственный строительный контроль на объектах военной инфраструктуры Вооруженных Сил.

Федеральная служба охраны РФ при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте осуществляет контроль на объектах, находящихся в ведении федеральных органов охраны (Указ от 6 марта 2008 год №325).

Федеральная служба безопасности РФ выполняет контроль на объектах, находящихся в ведении органов безопасности (Указ от28 ноября 2007 года №1594).

Органы исполнительной власти субъектов РФ ведут надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте иных объектов, подлежащих государственному строительному надзору.

Следует отметить, что на Ростехнадзор возложены полномочия по организации научно-методического обеспечения государственного надзора.

На основе анализа нормативно-правовых актов и ведомственных нормативных технических документов в области организации и осуществления государственного строительного надзора в РФ, а также задач, функций и организационного обеспечения надзора по направлению деятельности Службы разработаны предложения по методическому обеспечению государственного строительного надзора в пределах компетенции этой организации, а также предложения по реализации Ростехнадзором направления деятельности, связанного с организацией научно-методического обеспечения надзора в Российской Федерации.

Научное обеспечение государственного строительного надзора в соответствии с возложенными на Ростехнадзор полномочиями проводится при содействии ОАО «Научно-технический центр по безопасности в промышленности».

В свете требований Закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность» подготовило проекты сводов правил «О безопасности зданий и сооружений на объектах использования атомной энергии», «О безопасности зданий и сооружений на опасных производственных объектах» и «О безопасности гидротехнических сооружений».

Разработанные предложения и методические рекомендации предназначены для должностных лиц органов государственного строительного надзора, сотрудников, руководителей и специалистов предприятий и организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов и других особо опасных и технически сложных объектов, поднадзорных Ростехнадзору.

Основаниями для проверок органами строительного контроля является извещение о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта - направляет застройщик (заказчик); извещение об изменении сроков окончания работ - направляют лица, осуществляющие строительство; извещение о случаях возникновения аварийных ситуаций - направляют лица, осуществляющие строительство; обращения физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления; копии разрешения на строительство - органы местного самоуправления или органы исполнительной власти, выдавшие такое разрешение.

Таким образом, основания для проведения проверок служат для составления программ проверок, принятия распоряжений о проведении проверок уведомление застройщика о проведении проверок.

Проверки проводятся на предмет соблюдения требований технических регламентов, норм и правил, иных нормативных правовых актов, проектной документации к выполнению подготовительных, строительных, монтажных и иных работ; порядка проведения строительного контроля, ведения общего или специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

Важное место при проверке уделяется устранению выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов, иных правовых актов и проектной документации, а также соблюдение запрета приступить к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений, соблюдения иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами, иными нормативными правовыми актами, проектной документацией.

По результатам проверок составляются акты о результатах проверок, выдаются предписания об устранении нарушений, составляются протоколы и рассматриваются дела об административных правонарушениях в ситуациях и порядке, указанных в Кодексе РФ об административных нарушениях.

Одна из главных новаций в строительном контроле - это предоставление полного права члену саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции осуществлять своими силами строительный контроль, который заключается в проведении соответствия профессионального, технологического уровня и уровня оснащенности строительной организации - члена СРО задекларированному ею уровню.

Помимо этого, они обязаны принципиально оценивать состояние системы строительного контроля в организации; выдавать рекомендации руководству СРО относительно выдачи допусков организациям - членам СРО на проведение работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, а также выдать рекомендаций об усовершенствовании системы строительного контроля; автоматизации строительного контроля.

Оценка состояния системы строительного контроля в организации включает в себя проверку наличия документированной системы строительного контроля, включая Положение об осуществлении строительного контроля, перечня используемой в организации нормативно - технической документации; системы входного контроля материалов и конструкций, в том числе документированной процедуры входного контроля, типовых схем входного контроля и умение их разрабатывать или привязывать к конкретному объекту строительству, форм актов входного контроля, рекламаций и т.д.

Важное значение приобретают системы операционного контроля выполняемых строительно-монтажных работ; системы приемочного контроля конструкций; подбор квалифицированных специалистов для выполнения строительно-монтажных работ, проверка соответствия уровня квалификации и области аттестации данных специалистов уровню сложности выполняемых работ; подготовленных и аттестованных сварщиков; производственной базы организации, уровня ее оснащенности техникой и инструментом, уровня автоматизации и компьютеризации.

Таким образом, становится очевидным, что усовершенствование системы строительного контроля должно включать в себя выдачу рекомендаций по оценке уровня осуществления входного контроля строительных материалов и конструкций; контроль качества сварочного оборудования и сварочных материалов, а также соответствия оборудования заявленным видам выполняемых организацией работ; оценку качества выполнения работ, оказывающих влияние на безопасность объекта капитального строительства; оценку качества оформления, ведения и хранения исполнительно - технической документации, в том числе при выполнении скрытых работ, а также наличие и качество разработанных технологических карт по видам выполняемых работ.

Продолжает иметь место сложившаяся практика, когда Застройщик (заказчик) ведет контроль за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением их сроков, качеством и правильностью использования применяемых материалов, изделий, оборудования, осуществляемый в форме технического надзора.

При строительстве опасных производственных объектов по договору с застройщиком (заказчиком) разработчик проектной документации ведет авторский надзор за соблюдением требований, обеспечивающих безопасность объекта. Авторский надзор за соответствием выполняемых работ проектной документации в других случаях выполняется по усмотрению застройщика (заказчика).

Подтверждением необходимости пристального внимания государства к проблеме обеспечения безопасности при строительстве и эксплуатации зданий, строений и сооружений являются участившиеся случаи разрушений объектов капитального строительства и иные аварийные ситуации, повлекшие за собой причинение вреда здоровью, а в некоторых случаях, и жизни граждан.

Анализ причин обрушений конструкций зданий показал, что серьезной проблемой, снижающей уровень безопасности, являются просчеты в проектной документации или безответственный строительный надзора за выполнением строительно-монтажных работ.

Совсем недавно Премьер - министр Владимир Владимирович Путин на встрече с главой Минприроды Юрием Трутневым потребовал найти новые методы и способы совершенствования работы государственного строительного надзора по увеличению безопасности возводимых объектов и повышения ответственности всех, кто имеет дело со строительством гражданских и особо опасных промышленных объектов.

В данном направлении проделана значительная работа, прежде всего изданы документы по всем видам надзора - горный, строительный надзор в сфере промышленной безопасности. Подготовлены основы промышленной безопасности Российской Федерации до 2015 года.

В свете выполнения требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений необходимо создать новый механизм эффективного взаимодействия государственного надзорного органа с организациями, осуществляющими строительство и ввод в эксплуатацию объектов.

Журнал ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ:
строительство, проектирование и изыскания
№2(3) февраль 2011

Проектирование котельных | Монтаж котельных | Пуско-наладочные работы | Обслуживание котельных |

© ООО «МонтажСтройСервис», 2012—2024     

Мы работаем по всей территории РФ
170100, Тверь, ул. Медниковская д.55/25, помещение 5
тел./факс: (4822) 58-28-09, (4822) 43-04-33. E-mail: info@mss-tver.ru