ФУНКЦИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПОДРЯДЧИКА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ. ОРГАНИЗАТОР СТРОИТЕЛЬСТВА: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА.



Техническое регулирование 2(3) февраль 2011

Леонтьев С.К.
Заместитель председателя Правления СРО НП АСО «Межрегиональное качество», кандидат экономических наук

Во все времена в СССР и России под определением «Генеральный подрядчик» подразумевалась крупная строительная организация, способная выполнить своими силами до 70-80 процентов объемов работ по конкретному объекту.

Естественно, что под выражением, «способна выполнить» понималось, что в период всего цикла выполнения работ у данного генподрядчика есть собственная техника, финансовое обеспечение и что немаловажно, опыт выполнения подобных работ накопленный за период существования.

Таким образом, чтобы «прокормить» подобную организацию, необходимо было постоянно выполнять крупные городские или коммерческие (в последнее время) заказы, и более того, выполнять их с высоким качеством и в установленный срок. Заказчики всегда это прекрасно понимали и предпочитали на реализацию серьезных объектов привлекать опытные генподрядные организации.

В настоящее время Федеральным законом №148-ФЗ «О саморегулируемых организациях», а также другими нормативными актами Российской Федерации к сожалению не определены законодательно точные требования к получению Свидетельств о Допуске Генеральным подрядчиком или Организатором строительства. Федеральное законодательство регламентирует всем Саморегулируемым организациям (СРО) лишь минимальные требования по кадровому составу и определяет минимальный размер платежа в Компенсационный фонд в СРО, в которую он вступает. И это обстоятельство вызывает вопросы.

Любой отечественный и иностранный инвестор, заказчик, а равно и подрядчик объекта строительства понимает, что согласно сегодняшних Российских законодательных требований, Генеральным подрядчиком может быть фирма состоящая допустим из 5-7 человек, которые сложились деньгами, получили Допуск, оплатив взнос в Компенсационный фонд, технику они брать и не собираются ни в аренду, ни в собственность. А зачем? Они же Генподрядчики! Они привлекут субподрядную организацию со своей техникой и все!

Единственное на что приходится рассчитывать так это на разумность Руководителей СРО, которые на общих собраниях находят возможности и утверждают своими внутренними документами Дополнительные требования к Генеральному подрядчику (организатору строительства).

Это все конечно очень хорошо, но под естественно разумные и очевидные классические принципы и определения необходимо подвести законодательную базу, введя критерии по Стоимости объекта, кадровому составу, объему спецтехники, опыту работы организации, категории выполняемых объектов и пр.

Сегодняшние Генеральные подрядчики — это в большинстве своем Перепродавцы, Посредники.

Конечно во многом это связано с прочтением Федерального закона №94-ФЗ, согласно которому никаких Требований к участнику проведения торгов на право выполнения строительных работ не предъявляется, а решающим является только вопрос снижения от стоимости лота или снижение по срокам выполнения работ.

Сегодня компании не хотят расти постепенно, увеличивая объем строительных работ по мере набора опыта, умений, знаний, поэтапно приближаясь к реальному статусу Генподрядчика.

Как правило любая строительная организация стремится назвать себя Генеральным подрядчиком, как только накопит денег на соответствующий Допуск в СРО.

Единственной организацией, которая может сформировать и предъявить разумные Требования к Генеральному подрядчику — это Саморегулируемая организация. Проверив все указанные выше параметры, подписав Допуск, СРО фактически открывает ворота строительной организации во все инстанции, в том числе на тендерную площадку, но самое главное к Потребителю.

Мелкие и средние компании должны расти постепенно, набираясь опыта и умения в строительстве. Прежде чем стать Генеральным подрядчиком, они должны прежде всего достигнуть уверенного уровня как минимум специализированной строительной компании по отдельным видам работ.

Единственным, в чем может помочь сегодняшним претендентам на звание Генеральный подрядчик нынешнее законодательство, - это допустимое деление Генподряда по специализациям. (Генподряд на общестроительные работы, подземные, дорожные и т.д.)

Ущерб от работы псевдо-Генподрядчиков как для частных заказчиков так и для бюджетных объектов уже имеет место. Обратившись в СРО за компенсацией ущерба Заказчик, который заключил договор с подобным подрядчиком никакого возмещения не получит, так как не является третьим лицом по договору страхования гражданской ответственности. Единственное на что приходится рассчитывать Заказчику так это, только на компенсацию ущерба от страховой компании по договору страхования Строительно-монтажных рисков.

Но по статистике подобные договора заключаются не часто, (по крайней мере на коммерческих объектах), ввиду их немалой стоимости.

Поэтому введенная с 2011 года дифференциация размера взноса в Компенсационный фонд СРО не представляется мне особо существенной. Например, подрядная организация, пример который мы рассмотрели ранее, захотела пойти на торговую площадку и поучаствовать в торгах на строительство объекта стоимостью 150 млн. рублей. Для этого, согласно Федерального законодательства, она должна получить Допуск до 500 млн. рублей отправив на счет СРО 1 млн. рублей и застраховать гражданскую ответственность.

Суммарная величина всего Компенсационного фонда СРО, равно как величина суммы отправленной на расчетный счет СРО - никак не влияет на компенсацию ущерба, причиненного конкретным Генподрядчиком своему заказчику или потребителю во время строительства и после сдачи объекта и приёма его в эксплуатацию. Поскольку ни компенсационный фонд СРО ни страховка Гражданской ответственности ни может быть задействована при предъявлении претензии по качеству выполнения работ после сдачи объекта, даже в течении срока исковой давности, предусмотренного Гражданским кодексом РФ.

А если доска или кирпич у какого то подрядчика отлетит в «мерседес» на улице, то страховая компания покроет этот ущерб пострадавшему владельцу, но это не такой уж и великий ущерб!

Законодательно никак не регулирует, каким образом может компенсироваться величина страховой выплаты гражданской ответственности Генеральному подрядчику, если ущерб третьему лицу причинил субподрядчик на его объекте, а согласно законодательства претензию предъявили Генподрядчику.

Но про правовой анализ страхования гражданской ответственности и строительных рисков при реализации проекта СРО, вы узнаете в другом выпуске журнала.

Какие же законодательные нормы необходимо ввести, для реализации грамотной подготовки Генеральных подрядчиков саморегулируемыми организациями при выдаче Свидетельства о Допуске:

  1. Необходимо определить вид генподрядных работ, специализацию и объем работ в сопоставимости с перечнем выполненных ранее объектов.
  2. Под указанный вид генподрядных работ разработать и в обязательном порядке проверять наличие спецтехники достаточной хотя бы на 60% всего объема выполняемых работ.
  3. Разработать и определять требования по организационной структуре генподрядчика. Наличие необходимых отделов: ПТО, СДО, Службы контроль качества, ОМТС, подразделения ОТТБ и др.
  4. Проверять наличие квалифицированных специалистов в указанной структуре, необходимого и достаточного для выполнения указанных объемов работ, хотя бы на 60% собственными силами.
  5. Проверять уровень оснащения оргтехникой необходимой для осуществления офисной работы.
  6. Проверять наличие помещения необходимого и достаточного для расположения в нем всех сотрудников генподрядчика, путем предоставления договора аренды или свидетельства о собственности.
  7. Установить требование по страхованию строительно-монтажных рисков, которые помогут непосредственному Заказчику строительства, в случае непредвиденных происшествий. Даже если 100% объема выполняют субподрядные организации в обязательном порядке брать функцию по страхованию СМР на генподрядчика.
  8. Установить Требования к страхованию Гражданской ответственности в отношении третьих лиц, суммируя размеры гражданской ответственности всех субподрядчиков на конкретном объекте.
  9. Требовать предоставление заверенных копий заключенных договоров с Испытательными лабораториями в соответствии с видом генподрядных работ. Не допускать заключение указанных договоров самими субподрядчиками. Только Генподрядчик или Заказчик.
  10. В обязательном порядке разработать Требования по наличию сертификата системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001 с обязательным проведением аудита её функционирования.
  11. Требовать наличие отзывов о выполнении подобных строительно-монтажных работ в качестве генподрядчика (если таковые были) или списка с имеющимися текущими объектами или введенными в эксплуатацию.

И вот только после проверки и подтверждения, как минимум, указанных параметров можно выставить счет для уплаты взноса «Генподрядчиком» в Компенсационный фонд СРО.

В Советском Союзе действовала четкая система выполнения строительно-монтажных работ подрядными организациями. Все, кто хотел строить, строил, являясь специализированным СУ в специализированном Тресте. Трест являясь объединяющей структурой координировал работу конкретных СУ, контролировал его деятельность.

Объединения строительных управлений могли создать Трест или влиться в существующий. Но в любом случае никогда отдельное СУ не могло стать Организатором строительства или Трестом. Про определенную похожесть моделей СРО и Трестовской системы говорилось в Декабрьском выпуске журнала, но невольно приходится говорить о данной аналогии. Правильно говорят: «все новое — это хорошо забытое старое!»

Сегодня в Российской Федерации существует потребность в переломе сознания Лже-Генподрядчиков. Необходимо поощрять реальные специализированные подрядные организации создав им соответствующие условия и тем самым исключить необходимость их участия в тендерах на крупные стройки в которых главным критерием являются суммы подрядных торгов, а не возможности самой организации.

Необходимо научиться объединяться возможно с участием СРО по различным специализированным направлениям деятельности, дабы иметь возможность предварительно проанализировать свои возможности стремясь, к реализации строительных объектов на 100%. Только после этого можно будет уверенно претендовать на звание — Генеральный подрядчик или Организатор строительства.

Журнал ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ:
строительство, проектирование и изыскания
№2(3) февраль 2011

Проектирование котельных | Монтаж котельных | Пуско-наладочные работы | Обслуживание котельных |

© ООО «МонтажСтройСервис», 2012—2024     

Мы работаем по всей территории РФ
170100, Тверь, ул. Медниковская д.55/25, помещение 5
тел./факс: (4822) 58-28-09, (4822) 43-04-33. E-mail: info@mss-tver.ru